04.12.2019

Уважать – это больше, чем любить!


"А где ваши зубры? Мы им гостинцы привезли! Можно их посмотреть?" - в последнее время эта фраза чаще, чем "Здравствуйте!" звучит в визит-центре Мордовского заповедника. И несмотря на то, что зубрам очень нужны хорошие тыква и кабачки, и очень неловко отказать заботящимся о них, сотрудники терпеливо день ото дня объясняют посетителям, что, к сожалению "посмотреть зубров" нельзя, а Мордовский заповедник, и вообще заповедник – это не зоопарк, и не зоосад, и не зверинец и даже не питомник. 
Отличие заповедника от всего вышеперечисленного именно в том, что животные (и все остальные) здесь живут на воле. А если грамотно, то вообще нельзя сказать: "живут в заповеднике", они ПРОСТО ЖИВУТ  в лесу, в поле, в степи, на болоте, в озере или у реки (в зависимости от природной зоны, в которой заповедник расположен), а сотрудники заповедника охраняют его границы, изучают природные объекты, в том числе животных.

Зубров в заповеднике 8, они родились и росли в зубровом питомнике Окского заповедника, под бдительным присмотром Екатерины Леонидовны Цибизовой, которая вот уже 20 лет как им руководит. Это чистокровные беловежско-кавказские зубры, клички которых начинаются на слог "Ме-", от "Мещера", и факт их рождения зафиксирован в международной племенной книге по зубру.

До того, как ляжет надежный снежный покров, мы должны держать их в так называемом карантинном загоне, или загоне временного содержания, площадью 1,6 га. Затем загон будет открыт, и зубры станут свободным вольным стадом. Точнее, они должны стать его основателями. Конечно, восемь – это не стадо. Для восьми питомных особей, пусть даже таких мощных и быстрых животных – свободный лес пока скорее неведом, полон подвохов и даже опасен. Более-менее комфортно и самодостаточно им станет в количестве 20 голов и больше. В данном случае речь не идёт об увеличении путём размножения этой группы, а о скорейшем поступлении новой партии зубров, обязательно из другого стада, и желательно уже не из питомника, а из вольной группировки! Но очередную партию зубров удастся завезти на территорию Мордовского заповедника не раньше следующего осенне-зимнего сезона (2020г.). А потому сейчас перед нами стоят взаимозависимые задачи: сохранить наше маленькое предстадо, во-первых, не потеряв ни одной особи, во-вторых, сохранить на более безопасной по отношению к остальной, территории заповедника. Наилучшим способом для выполнения этих задач является "привязка" зубров к зимней подкормочной площадке. Поэтому и выпускать их на волю, чтоб снизить риск потери, рекомендовано только в снежный зимний период.

Животные, живущие на воле, опасаются человека и избегают с ним встречи, а зубры тоже станут вольными, поэтому пока они в загоне, количество людей, которое за ними ухаживает и время общения с человеком должны быть минимальными. В Мордовском заповеднике за зубрами наблюдают по два сотрудника от отделов охраны природы и научного.  


Предлагаем читателям познакомиться с зубрами Мордовского заповедника поближе, почитав заметки Ольги Терешкиной. 


Меграй (2005 г.р.) – его возраст, рост и вес говорят сами за себя. Меграю 14, в нём 1.90 м в холке и 900 в кг, он – Карлсон, т.е. в самом расцвете своих бычьих зубриных сил. А так как в лесу с такими весовыми и не только характеристиками, зверя попросту больше нет, то и врагов у Меграя нет (в заповедном лесу). Всегда во всём первый – у кормушек, у сена, у водопоя, у опасности.

Мегги (2013 г.р., дочь Меграя) – дерзкая, уверенная в своём положении, 6-летняя корова, с формой рогов – ярко иллюстрирующей её темперамент – они не просто серповидные, а при этом дерзко и симметрично загнуты назад. Шерсть её "шубы" также выгодно отличается от остальных, хотя у двух юных зубриц она тоже хороша, но у Мегги – натуральный "мутон". Мегги "на равных" с Меграем, они существуют параллельно: каждый знает себе цену, четко определяет свое положение в группе.

Менайд (2017 г.р., сын Меграя). Банально, но его внешний вид также говорит сам за себя: вспомните, как изображают пиратов и разбойников в книжках и фильмах. Так и выглядит Менайд. Особенно говорящая форма бороды… и характер соответствующий: моментально приходит разобраться, где что происходит. Менайд – один из участников ставших регулярными "послезавтрашних" турниров. Имеется в виду, что происходят турниры после завтрака, иногда "до", иногда "после" водопоя. Менайду не чуждо и благородство – он терпеливо ждёт, пока второй бык вволю утолит жажду.  Его спарринг-партнёр – Мелентий. 

Мелентий (2017 г.р., сын Мегги), он же увалень, он же валенок. Он прибыл во второй партии, вместе с Мегги и двумя "детьми" - самыми молодыми нашими зубрами 2018 г.р. Меногой и Методом. Он почти никого никогда не отгоняет от кормушек и водопоя, дети чувствуют себя спокойно рядом с ним и в его присутствии, каждый день после завтрака, когда основная часть группы перемещается к сену, у кормушек остаются трое: Менога, Метод и ... Мелентий. Он спокоен, когда корм в кормушку насыпается рядом с его носом. Но валенок он не только поэтому – по бокам загривка у Мелентия два "островка" как бы свалявшейся шерсти, действительно очень напоминающие войлок. 

Метанойя (2017 г.р.) – красивая вредина. В меру спокойная, в меру – любопытная, как две капли воды похожа с Мелицей (они сестры по отцу – их отец - Мегафон в Окском питомнике "верховодит" в загоне, напротив Меграя), но все же гораздо чаще, чем Мелица, "выходит из себя" и раздражается. Есть у неё ненавистная мне черта, равно как и в Мегги – уж больно люто гоняют эти две самки по делу и без дела детей от кормушек с овсом и сочными кормами! Но если Мегги, пусть даже грубо, отогнав детей, спешит опустошить содержимое кормушки, т.е. делает это с оправданной целью – ей много надо, то Метанойя гонит Меногу и Метода, играет "на добивание", а к кормушке и вовсе возвращаться не спешит – из неё в это время подъедаются другие! Получается, не очень-то эта дамочка и голодна, она либо по грубому использованию силы – развлекается, либо так "воспитывает" Касперов, в смысле "духов". Нам с Меногой даже приходится придумывать различные уловки и ухищрения, чтоб мне их накормить, а им наесться (Метод всегда держится более шустрой, отважной и очень сообразительной малютки- Меноги).

Мелица (2017 г.р.) – "прима-дама" Меграя, и этим, собственно, всё сказано. Ее правый бок "вылизан" Меграем. Первое время он всегда незаметно, насколько это возможно для 900-килограммовой "горы", вставал между Мелицей и нами у изгороди, как бы "разграничивая" её и "неизвестность", или  потенциальную опасность. Поэтому молодая Мелица или сама уравновешенного темперамента зубрица, или просто может себе позволить. Ей просто нет нужды никого гонять от кормушек – она единственная из группы может спокойно есть (!) из одной кормушки с Меграем. Она во всех смыслах хороша – спокойна, красива, грациозна. Вообще юных зубриц-коров отличают красивые профили, ровные гряды аккуратной шерсти-подвеса, меховые оторочки-воротники, и они очень красивоглазые!

Менога (2018 г.р., дочь Меграя) – она очень-очень хотела приехать в Мордовию! Четыре раза (!) запрыгивала в дорожную клетку, когда ловили полагающуюся нам изначально в группу Менелопу (2017 г.р.). И сотрудники Окского сдались: к нам приехала шустрая, очень сообразительная ("схватывает" всё с первого раза), весёлая, отважная юная Менога. А что мы с ней придумали? Четыре ведра с овсом, мерным ковшом зерно рассыпается по девяти кормушкам (зубров восемь, кормушек девять – одна резервная, чтоб любому более юному или робкому "отогнанному" зубру было куда сместиться, и не остаться голодным). Так вот, наполняя кормушку, к которой ещё не добрался более старший зубр, я тихо-тихо её подзываю по имени (она его знает лучше всех), пока другие зубры соображают, шустроногая Менога "прилетает" с любой точки загона и успевает 2-3 раза ухватить зерно. И так минимум 7-8, а то и все девять раз… вот и наелись!

Метод (2018 г.р., сын Меграя) – робок, с широким курчавым лбом, держится более шустрой и отважной Меноги – прибегает к кормушке вслед за ней, всегда едят вдвоём, и ходят вдвоём, более спокойно чувствуют себя только рядом с Мелентием (он очень редко и лениво их гоняет), и, каким бы это не показалось странным, рядом с зубром-"горой", по совместительству их отцом, Меграем. Просто когда ряд кормушек, вдоль которых их гонят крепкие и сильные Мегги и зубры-двухлетки, заканчивается, им ничего не остаётся, как вернуться в начало кормушечного ряда, а Меграй за это время перемещается ко второй своей кормушке (1 и 2 для него), освобождая первую. Досыпаем туда корм, морда Меграя во второй, первоначальный голод утолён, и он просто не распыляется "на мелочь". Я надеюсь, что год от года и Метод  методично станет походить на отца.

Живите, растите, приносите зубрят, возвращайтесь во всех смыслах (от Мордовии до своего участка в лесу), мы вас очень УВАЖАЕМ!
с.н.с. Терешкина О.В.