ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ В ЛЕСАХ

Для описания пожарной опасности, или вероятности возникновения пожара в лесах, используют две характеристики: природная пожарная опасность насаждения и пожарная опасность по условиям погоды.

Природная пожарная опасность — это описание лесорастительных условий, которые (по свойствам лесных горючих материалов) отражают возможность более или менее легкого возникновения и развития пожара.
Так, к 1-му классу пожарной опасности (к наиболее опасному, когда пожар возникает почти при любой погоде и почти от любого источника огня) относятся хвойные молодняки, сосняки-беломошники с большим количеством валежа и подроста, заросли кедрового стланика. А к 5-му классу относятся, например, мокрые низинные болота, заросли черной ольхи — там пожар возможен только при экстремальной жаре и засухе. При составлении карт пожарной опасности лесных массивов участкам, примыкающим к населенным пунктам или к дорогам общего пользования, присваивается пожарная опасность на класс выше. По качественно составленным картам пожарной опасности можно заранее прогнозировать, как будет развиваться пожар, какие участки нуждаются в более регулярном патрулировании.

Пожарная опасность по условиям погоды — это показатель, учитывающий среднесуточную температуру, температуру точки росы и количество дней, прошедших после последнего дождя. На основании рассчитанного по определенной формуле показателя по специальным таблицам определяется класс пожарной опасности по условиям погоды. Он также имеет 5 градаций, но, в отличие от природной пожарной опасности, считается «наоборот»: опасность возникновения пожаров возрастает от 1 к 5 классу. При первом классе пожарной опасности по условиям погоды возникновение пожаров маловероятно даже в самых сухих и пожароопасных насаждениях, при пятом (высшая или чрезвычайная пожарная опасность) могут загораться наименее горимые насаждения.
К сожалению, показатели пожарной опасности по условиям погоды неприменимы к открытым пространствам. Пожарная опасность в тростниковых зарослях и на покрытых бурьяном брошенных полях изменяется гораздо быстрее, чем в лесу, и при оценке пожарной опасности на нелесных территориях на упомянутые методики опираться не следует.


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЖАРОВ НА ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ


Принцип 1. Снизить вероятность возникновения пожаров по вине человека и обеспечить возможности тушения пожара. Важно донести до людей простые правила:

  • никогда, ни при каких обстоятельствах не поджигать сухую траву или тростник самовольно и без специалистов;
  • соблюдать правила пожарной безопасности на природе, не оставлять непотушенные костры, сигареты, бытовой мусор;
  • следить за участком вокруг своего дома, деревни, чтобы горючие материалы не накапливались, проездные пути были свободны, был запас воды на случай пожара.

Жители должны быть готовы отстаивать свой населенный пункт (а при необходимости — готовы и к организованной эвакуации), знать приемы и способы борьбы с пожарами, технику безопасности, понимать порядок управления на пожаре.

Принцип 2. Снизить вероятность опасного развития пожаров на природной территории.
Как это сделать:

  • выкосить траву вокруг населенных пунктов и лесных массивов;
  • сделать минерализованные полосы вокруг населенных пунктов и лесных массивов, по противопожарным разрывам и просекам в лесах;
  • проверять и подновлять пути подъезда к источникам воды и пирсы на всех противопожарных водоемах;
  • для территорий с регулируемым стоком воды (мелиоративные осушительные канавы, хозяйства, использующие сети каналов и искусственных водоемов) — проверить возможность быстрого использования систем регулирования уровня воды для тушения пожара.

Все эти меры до начала пожароопасного сезона можно обеспечить своими силами либо добиться их выполнения от органов местного самоуправления (главы района, глав поселений).

Принцип 3. Повысить уровень реальной готовности органов власти и организаций к тушению возможных пожаров.
До начала пожароопасного сезона во всех муниципальных районах проводятся заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС). На этих заседаниях собираются представители органов власти и всех организаций, которые могут быть задействованы в работах по борьбе с пожарами. Утверждается текст ежегодного постановления о подготовке к пожароопасномупериоду, принимаются другие необходимые документы (планы совместных действий, соглашения между различными организациями). Руководители организаций договариваются о порядке незамедлительного выделения людей, техники и горюче-смазочных материалов (ГСМ) для тушения пожара и о порядке возмещения понесенных трат. В случае если вопросы с проведением профилактических защитных мероприятий не решаются, можно добиваться их решения на заседаниях КЧС (через глав своих поселений, депутатов местных законодательных собраний, выступая лично).
Важно проконтролировать, чтобы на КЧС был обсужден вопрос об информационной координации: кто принимает звонки о пожарах, куда и в каком случае направляет, кого ставит в известность. Очень полезно, если в итоге составляется и доводится до диспетчеров пожарной охраны, лесничества и единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) памятка о том, кому, когда и как передается информация о пожарах на различных категориях земель и кто привлекается к принятию решений. Вся эта информация также должна быть доступна для граждан. В самом начале пожароопасного сезона полезно позвонить или сделать письменный запрос в администрацию района о том, куда в зависимости от категории пожара следует обращаться гражданам, как будет приниматься решение о тушении (особенно пожаров на сельскохозяйственных землях, землях запаса и т.п. категориям). Можно ссылаться на полученные ответы в случае, если звонки о пожарах не принимаются или вас переадресуют в другие инстанции.