10.10.2019

Сотрудники "Заповедной Мордовии" приняли участие в Первой школе-семинаре по фотоловушкам


В заповеднике "Брянский лес" прошла Первая школа-семинар по фотоловушкам в Европейской России (Заповедная фотоловушка 2019). С 30 сентября по 4 октября 35 человек со всей страны, которых объединяет Охрана Природы, собрались, чтобы поучиться тому, как можно ее охранять с помощью фотоловушек. Среди участников были представители заповедной науки, экологического просвещения, отделов охраны, директора заповедников, а также сотрудники РАН и вузов. Формат мероприятия был таков, что каждый день оформлялся в своем стиле. Мини-конференция, лекции, мастер-классы, полевые занятия.
В первый день участники познакомились друг с другом и рассказали о своем опыте работы с фотоловушками на ООПТ. Во второй день послушали лекции по теории, истории фотоловушек, техническом устройстве, их производстве, а также об анализе данных. Следующие два дня учились обработке таких данных в различных программах и анализировали свои собственные фотографии. В заключении был полевой мастер-класс с выездом на кордон Старое-Ямное. Там специалисты рассказали, как правильно устанавливать и проверять фотоловушки. В работе школы приняли участие научные сотрудники "Заповедной Мордовии" Сергей и Ольга Терешкины. Обратная связь, их отзывы и благодарности организаторам и участникам семинара - в небольшом эссе.

Историческое событие или ряд небанальных банальностей…
(по итогам Первой школы-семинара по фотоловушкам в Европейской России, «Брянский лес»)

Помимо того, что биолог, 10 лет своей деятельности посвятила историко-этическому аспекту медико-биологической науки. И вот уже 10 лет проводником в истории и профессиональной этике является книга Симона Эльевича Шноля, легендарной фигуры отечественной науки, человека безупречной гражданской позиции, потрясающей эрудиции и научной смелости (цит.) - «Герои, злодеи, конформисты отечественной науки». Наверное, эта книга должна быть «настольной» для каждого биолога, и в том числе – «биолога заповедника». Она посвящена деятелям науки и просвещения, кто сочетал свои научные занятия с тем, что называется «общественной деятельностью» (и в том числе, в ней как нигде больше, говорится о пионере заповедного дела и заповедной науки в России – Г.А. Кожевникове).

Как связано это предисловие с послесловием Первой школы-семинара по фотоловушкам в Европейской России?

Профессор Казанского (а позже Петербургского) университета Ф.В. Овсянников, после участия в Кенигсбергском съезде писал: «...я видел как все кипело ученой деятельностью. Я видел глубокое уважение, которое общество здесь питает к ученому сословию, и, признаюсь, мне стало особенно грустно. Отчего нет у нас в России подобных собраний, у нас, где еще так много юных, непочатых сил, где земля так разнородна, так щедра, так мало исследована? Кому как не нашим ученым следовало бы с различных концов нашего огромного отечества съехаться хоть в три года раз, чтобы передать сотоварищам свои труды, обменяться впечатлениями, слить в одно целое жизнь Севера, Востока, Юга, Запада? Такие собрания, без сомнения удвоили и утроили бы научную деятельность наших ученых» (цит.). Это было в далёком 1860 году в преддверии первых Съездов русских естествоиспытателей и врачей, которым «обязаны мы становлением единой российской науки, концентрацией интеллектуального потенциала нашей страны» (цит.). Банально? Наверное, но мы не скажем лучше Филиппа Васильевича, а в его словах отражена, в том числе атмосфера события в «Брянском лесу», 2019.

Вторая, крайне важная «банальность», - подача материала, «окрашенная личностью преподавателя». Вот это была палитра! Ни для кого не секрет, что у каждого преподавателя (в области ряда видов человеческой деятельности гораздо более емкое, сообразно самому прочному - ремесленному принципу обучения - «наставник») есть своя возрастная «адресная аудитория». Быть педагогом, наставником для взрослых (порою костных, инертных, верных хранителей традиций, что крамольно для научного процесса) – особый труд.

Наставники: Огурцов Сергей (Государственный природный биосферный заповедник «Центрально-лесной»), Хосе Антонио Эрнандес-Бланко и Чистополова Мария (ИПЭЭ РАН, Государственный природный заповедник «Калужские засеки»), Рыбин Александр («Общество сохранения диких животных»), Сидорчук Наталья (ИПЭЭ РАН), Сапельникова Анна (Воронежский государственный природный биосферный заповедник), Лаврёнов Александр («ООО «Сорокопут»), Лисовский Андрей (Зоомузей МГУ) – подозреваю, что не нужны вам слова благодарности – вы же по незабвенному Категорическому императиву Канта! (Поступай согласно только той максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтоб она стала всеобщим законом, – вы так поступаете просто потому что для вас альтернативы нет, получая особый род интеллектуального и альтруистического удовольствия (уже по Бентаму).

Все очень разные, адекватные любому типу представителей заповедного дела и заповедной науки, но объединенные одним значимым общим – неравнодушием, «горением», идейностью, любопытством и поиском. Часто задают вопрос: а разве есть черты, определяющие принадлежность, признаки природной предрасположенности, таланта ещё юных людей к исследовательской деятельности? Ведь это же не абсолютный слух для музыканта, гибкость для гимнаста, и т.п.? Да, конечно же, есть. Ну не видны они, не на поверхности, как длинные пальцы, высокий рост. Но они есть. Это мечтательность, любопытство (интерес) и поиск (способность искать)! Доказательства? Да сколько угодно: Циолковский, Мечников, Менделеев, наш Кожевников – великие мечтатели, продолжать? И так же, как осчастливить другого способен только тот, кто сам счастлив – зажечь, увлечь, способен только тот, кто сам увлечен - он как магнит ведет за собой, давая силы, зачастую ничего специально при этом не предпринимая, просто двигаясь своим путем. Вот такие и есть наши наставники. Нам необычайно повезло.

Третья «банальность». Физическая и духовная - две составляющие любого человека. А лучший отдых, как известно - смена вида деятельности. Не перечесть всех музеев от ландшафтных до камерных, где мы побывали по роду своей профессиональной деятельности за последние 20 лет и количество экскурсий и специалистов музейного дела. Д.б.н. Евстигнеев Олег Иванович («Брянский лес») – один из лучших. И, конечно, Екатерина Юрьевна Пилютина. Ею «выношенное детище» - Музей наличников в «Брянском лесу», безусловно (хотите спорить – да пожалуйста, только после вашего посещения!) - ещё одна «малая жемчужина России».

Отдельные эпитеты в адрес Ситниковой Елены, заместителя директора по научной работе. Елена Федоровна – типичный представитель… очень малочисленного класса людей, про которых говорят, что именно «они вращают эту землю». Добавить нечего.

Итак, доказанная гипотеза, поиск согласно Декарту «о всякой вещи противоположного утверждения»: «один в поле не воин»? Да, безусловно, но (!) только в условиях военного времени. А в условиях мирного, в условиях статики? Любой естествоиспытатель это знает, как прописную истину, именно Один – ещё как воин, двигатель, тяговая сила, носитель идеи, способный вести за собой.

Вам, дорогое поколение исследователей, нарождающееся связующее звено, прерванная «нервная ткань» заповедного дела и заповедной науки, наставники – учёные, натуралисты, просветители-экскурсоводы – стихотворение Бориса Слуцкого, автора наилюбимейшего, актуального во все этапы существования науки «Физики и лирики», менее известное,  но не менее ценное:

Я учитель школы для взрослых,

Тaк оттудa и не уходил –

От предметов точных и грозных,

От доски, что черней чернил.

Дaже если стихи слaгaю,

Все рaвно - всегдa между строк –

Я историю излaгaю,

Только сaмый последний кусок.

Все писaтели - преподaвaтели.

В педaгогaх служит поэт.

 До концa мы еще не рaстрaтили

Свой учительский aвторитет.

Мы не просто рифмы нaнизывaли –

Мы добьемся тaкой строки,

Чтоб зa нaми словa зaписывaли

После смены ученики.

Четвёртая, может быть, самая важная. С кем свела «неслучайная случайность», или «заповедное братство». Дарвинский, Керженский, Кенозерский, Северо-Осетинский, Пасвик, Приволжская лесостепь, Вишерский, Хопёрский, Костомукшский, Печоро-Илычский, Воронежский, Окский, Смоленское Поозерье, Дагестанский, Заповедное Подлеморье, Угра, Пинежский, Мордовский, Кенозерский, Белогорье, Чёрные земли – география слушателей-участников семинара. Самое главное – живое общение: обмен опытом между собой для эффективной работы и экономии времени путем избегания ошибок, и материал преподавателям для анализа состояния «фотоловушечного» метода в заповедниках. Ну и опять банально к основателям опытного метода в естественных науках и книге С.Э. Шноля - Великая княгиня Елена Павловна: «…маленький кружок, который, приносит великий вред: он суживает горизонт и развивает предрассудки, заменяя твердость воли упрямством. Сердцу нужно общение только с друзьями, но ум требует новых начал, противоречия, знакомства с тем, что делается за стенами нашего дома»…

Большое спасибо за новую строку в очередной главе большой книги по истории и методологии науки!

Терёшкины, «Заповедная Мордовия»


Фото О. Терешкиной


Фото С. Огурцова


Фото С. Огурцова


Фото С. Огурцова


Фото С. Огурцова


Фото О. Терешкиной

 
Фото О. Терешкиной