01.02.2020

1 февраля - 85 лет со дня рождения Ивана Степановича Терешкина


Терешкин Иван Степанович
(1935 - 2007)

 

От большинства людей остается
лишь тире между двумя датами…

… Скоро, совсем скоро вместе со мной исчезнут
последние очевидцы настоящих козодоев,
осторожно ступающих по лесной стране,
 чтобы не раздавить пару птенцов,
ничем не защищённых детей
царства пернатых ("Козодой", стр. 80)

1 февраля 2020 года исполняется 85 лет со дня рождения Ивана Степановича Терешкина. Не случайно то, что родился он накануне образования нашего и его заповедника*, на одном из лесных кордонов Пазют (Мордовский заповедник, Темниковский район) в семье лесника. За свою трудовую жизнь Иван Степанович был лесником, егерем, старшим звероводом, младшим научным сотрудником, заместителем директора Мордовского заповедника по научной работе. Он изучал динамику фитоценозов (т.е. как меняется структура и состав лесов с течением времени), занимался акклиматизацией видов (бобр, олень), работал с зубрами, точнее – над выведением чистопородного зубра …

В главном научном труде для любого заповедника – уникальной книге жизни дикой вольной природы, в Летописях природы Мордовского заповедника в 70–90-е гг.  Иваном Степановичем  заполнялись такие разделы, как "Погода", "Воды", "Фауна и животный мир: бобр, ондатра, выхухоль, тетеревиные, рукокрылые, зубр"; "Календарь природы", "Флора и растительность", фотоиллюстрации.

Иван Степанович прошёл свою эволюцию от натуралиста до просветителя. Он был Экологом и первым Биоэтиком в Мордовском крае.

Доказательства – в его творчестве. Замечательный фотохудожник, Иван Степанович Терешкин через объектив постигал природу и лес сам, и сохранил для нас и в снимках и названиях к ним (авторские).

Эколог - Иван Степанович Терешкин - автор целого ряда экологических и биотических очерков (в книгах "У себя дома" (1975), "Мокша – река надежды" (1989), "Мои поражения" (1990), "В гостях у филина" (2006)) с "говорящими" названиями: "В тени старого леса", "Из блокнота фенолога", "Не мять бы травы", "На пристани предков", "Пушта заповедная", "Тайник Вселенной", "Болота – молодость земли", "Экология без терминов", "Зри в корень дуба", "Истоки моего творчества", "Абориген" и многих других. 

Биоэтик – "биос" - жизнь, а для этики характерно оценочное отношение к действительности, она сопоставляет во всех человеческих поступках то, что есть, с тем, как должно быть: хорошо и плохо, добро и зло – её категории. Со временем работы в специальности происходит переоценка ценностей, накапливаются ошибки (многие из которых нельзя исправить), появляется осторожность в действиях, и вот тут у одних возникает Страх и желание скрыть, забыть, не вспоминать, а у людей "особой породы", к каким, бесспорно, относился Иван Степанович, возникает глубочайшее Уважение к природе, лесу, самой жизни (самому живому) и желание уберечь идущих за тобой от этих ошибок, защитить и самого исследователя и "объект исследования", и натуралист, эколог, биоэтик становится просветителем.

Просветитель - Иван Степанович, как и большинство учёных, исследователей приходил к этому по мере опытности, времени в деле, по совершении и наблюдении последствий ряда "благих" дел, активных вмешательств человека, экспериментов, переоценки качества поступков, ошибок, которые возможно невозможно не совершать, но важно осознавать, признавать и освещать, что является привилегией только сильного духом Человека.  

Железобетон и туманы не совместимы,
как лёд и пламень.
Остаётся единственное,
что влечёт нас к природе, - это её загадки.

И, не дай Бог,
чтобы природа для нас стала мастерской
на железобетонных сваях.
Вот тогда и не спрашивай, человек,
по ком звонит колокол.

И. Терешкин

 

 … Да нет, не в том беда, что быт лесника просветлел. Беда в том, что мало стало лесников, успевших, сумевших сжиться с лесом, ставших лесовиками. ("У себя дома", стр. 123)

 … Я был как все, только немножко прилежнее. Может, мои интересы были несколько шире, чем у других сотрудников – учёных. А проще – я был начинающий фотограф, может, прозревающий фотохудожник…("Истоки моего творчества", стр. 80)

Природа не допускает таких глупостей. Её действия сознательны и направлены только на улучшение класса породности. Это, к сожалению, не всегда сознает разумный человек. Вот так и происходит по Пришвину: "Наберут люди знаний, а силёнок своих не хватает, чтобы обороть их включить в круг своей личности, так они и торчат, как упаковочная солома из тары, а самой вещи-то и нет" (Гл. "Абориген", стр. 121)

Терешкин И.С. Первые итоги работы по разведению и содержанию зубров в мордовском заповеднике. Труды Мордовского Государственного заповедника им. П.Г. Смидовича. Выпуск 3. 1966 г. С. 

Терешкин И.С. На краю Мещеры. Мордовское книжное изд. 1978.112 с.

Терешкин И.С. У себя дома: из записок биолога. Саранск. Мордовское книжное изд. 1985. 168 с.

Терешкин И.С. В гостях у филина. Экологические очерки. Мордовское книжное изд. Саранск.  2006. 160 с.

к.б.н. О.В. Терешкина

 


Близнецы

 

Недотрога плачет                                                                                       Чудо-юдо

Призраки (зубры в снегу)