13.03.2021

Заповедаю охранение: Мордовскому заповеднику 85 лет, его лесным кордонам и охране лесов - более 250


В 1913 году в газете "Утро России" (и в "Философах дикой природы и природоохраны") была опубликована заметка Григория Александровича Кожевникова, основоположника природоохранного движения в России, первого председателя Всероссийского Общества Охраны Природы "Монастыри и охрана природы":

"Состоящий при обществе акклиматизации орнитологический комитет произвел опрос по монастырям относительно того, не существует ли на их землях заповедных участков, где совершенно запрещена стрельба и ловля зверей и птиц. От некоторых монастырей получились интересные ответы, удостоверяющие существование заповедников, хотя не в том смысле, как это понимают проповедники полной охраной природы, т.е. не в смысле полной неприкосновенности, а лишь в смысле запрещения стрельбы и ловли зверей и птиц.

Наиболее интересна в этом отношении знаменитая Саровская обитель, в громадном лесном имении которой (около 23.000 десятин) по завету ея основателя святого Серафима совершенно запрещена всякая охота на зверя и птицу. Есть заповедные места гнездовья гаги у Печенегского монастыря, есть и у некоторых других монастырей лесные и иные угодья, где зверь и птица живут нетронутые человеком. Факты эти глубоко отрадны и невольно заставляет нас подумать о том, что ко благому делу охраны природы могут быть в самой широкой мере привлечены монастыри.

Расположенные весьма часто в местах глухих и всегда имеющие земельные, в том числе обычно лесные участки, иногда весьма значительной величины, монастыри поставлены в самые благоприятные условия для устройства заповедников. Кроме запрещения охоты, можно было бы подумать и об устройстве на некоторых монастырских участках полных заповедников, в которых и растительный мир оставался бы в неприкосновенности, не подвергаясь хозяйственной эксплуатации. Некоторые расходы, сопряженные с устройством заповедников, как, например, наем стражи, отделение участка леса загородкой от скота и прохожих и т.п. могли бы быть взяты на себя монастырями, некоторые из которых обладают значительными капиталами и, кроме того, значительным числом даровых рук в лице молодых представителей братии, а также своими собственными строительными материалами.

Устройство заповедника вполне согласуется с самой идеей монастыря, для которого общение с нетронутой, первобытной природой дает превосходную почву для созерцания и самоуглубления, а хозяйственная эксплуатация природы, наоборот, вводит в круг мирской суеты, от которой бежит монашествующий, соприкасает его с денежными интересами, с вопросами продажи, прибыли, наживы, столь чуждыми идее иночества".
______________________________________________________________________________

Промышленная разработка лесов Саровскими монахами началась после 1782 года. Поворотным моментом стал правительственный указ, разрешивший рубку корабельных лесов, ранее считавшихся заповедными. К таким заповедным лесам относился и лес Саровский.

Лесное монастырское хозяйство у Саровской пустыни было немалое - лес занимал 92% площади монастырских угодий, это было главное богатство Саровской пустыни (в 1899 году лес принёс монастырю 72 тысячи рублей доходов, что составило 58% всех денежных поступлении). К концу XIX - началу XX века лесное хозяйство Саровской пустыни представляло собой образцовое, хорошо организованное производство: лес был разбит на участки, разделён просеками, вырубка велась планомерно, для возобновления леса содержались питомники. Чтобы следить за лесом и охранять его от повреждений и воровских порубок, по всей территории лесных дач были построены десятки лесных кордонов и пустынок.

Пустынка – термин не светский, монастырский. В пустынке постоянно жил кто-нибудь из монастырской братии. Некоторые бывшие монастырские лесные пустынки были превращены в кордоны Мордовского заповедника, организованного в 1936 году. Это кордон на озере Инорка, Плотомойка, Средняя мельница, Арга, Новеньковский (Новенький на Сатисе, см. карты 1939, 1940). Лесной кордон мог быть обитаемым лишь временно и служить для ночёвок обходчиков и особых рабочих - полесовщиков.

Первые постоянные пустынки, упомянутые в документах в 1763 году,  были связаны с рыболовством - это пустынка на озере Инорка и у впадения Сатиса в Мокшу - Сатисский двор, упоминающиеся в 1765 году дом на озере Казерки и в 1773 году - Ватажка на Мокше.

Широко поставленное дело потребовало и нового подхода к охране леса. Обычным делом были конфликты Саровских монахов с крестьянскими общинами из-за прав на пользование пашнями, сенокосами, рыбными ловлями и лесными угодьями. Несмотря на документально подтверждённые и закреплённые в судебном порядке права монастыря, крестьяне продолжали рубить лес, ловить рыбу там, где делали это их отцы и деды. Поэтому первые лесные кордоны - зимницы были поставлены в тех местах, где во владения Саровской пустыни проходили основные подъездные дороги: на Арге, Филипповке, Варламовке, на Романовом Стану. К первым пустынкам в саровской лесной даче относится и Чернореченский постоялый двор, известный с 1778 года. Он был построен на въезде во владения монастыря по большой темниковской дороге. С течением времени некоторые кордоны упразднялись, вместо них появлялись новые. Уже после закрытия монастыря, Ватажкой называлась рыболовецкая артель и место, где она базировалась. Поэтому Сатисский двор называли иногда Сатисской Ватажкой, а Мокшанская Ватажка в некоторых документах фигурирует как Новая Ватажка, Малая Ватажка или просто Ватажка.

Арга впервые была упомянута в 1815 году, как  очень удаленная от монастыря, эта пустынка использовалась также "для временного помещения монашеской братии по проступкам против устава обители". После закрытия монастыря стала кордоном Мордовского заповедника. До недавнего времени на Арге сохранялся трехэтажный рубленый дом постройки 1875 года.


Кордон Арга, фото И.С. Терешкина


Кордон Пазют


Кордон Таратинский

Многие обжитые монахами места так и остались обитаемыми, превратившись в обыкновенные деревни и посёлки. Некоторые из этих населённых пунктов существуют и сейчас. Так образовались посёлки Нижний Сатис (из Сатисского двора Саровской пустыни), Харино (из Нижне-Ужовской мельницы), Росстанье, Романовский (бывший Романов Стан), Пильна (Лесопильная мельница), Филипповка, Протяжка.

После того, как лес был срублен, его надо было доставить к месту обработки или продажи. В лесу для транспортировки бревен прорубались специальные лесовозные дороги - "сабаны", вели они к рекам, по которым сплавлялись дальше. Сплавными были речки Сатис, Саровка, Глинка, Ольховка. Для облегчения лесосплава больших брёвен русла этих рек прокапывались, углублялись, спрямлялись. Производить лесосплав во время паводка было легко, для сплава леса в межень воды в  реках было мало, и для накопления воды строились пруды. Именно с этой целью и были устроены сохранившиеся до сих пор пруды на Протяжке (на реке Саровке), Филипповке (на Филипповом ручье), на Варламовке (на речке Глинке) и на Шилокшанском ручье (этот пруд сейчас носит название Гадово озеро). В монастырские времена прудов было больше, были ещё пруды на Саровке выше Протяжки и на Ольховке.

Были на реках ещё пруды при мельницах. Одна из этих мельниц имела прямое отношение к лесному хозяйству. Приводившаяся в действие водой Лесопильная мельница (Пильная мельница, Пильна) начала строиться на Сатисе в 1789 году, и в 1790 году она заработала. Оборудование на ней было английское, и в самом устройстве её помогали англичане. Правда, в 1792 году мельница горела и восстанавливалась уже самими монахами без посторонней помощи. В 1820-х годах на Пильне ежегодно обрабатывали 2000 - 2300 бревен, доход от продажи досок составлял 2300-3000 рублей. Высоко ценился труд квалифицированных рабочих на распиловке бревен - в первой четверти XIX века мастер на ней получал 80-150 рублей в год. Лесопильная мельница неоднократно горела. После последнего пожара в 1882 году её уже не восстановили. Вместо неё с 1880 года на этом месте был устроен конный завод. В 1887 году на Пильне жили 6 человек монастырской братии, 40 наёмных рабочих и пятеро мальчиков сирот, несколько десятков которых в общей сложности содержались при монастыре, одновременно проходя обучение ремёслам. Велось здесь в сатисской пойме и сельское хозяйство: в 1896 году обрабатывалось 80 десятин, которые засевались рожью, овсом, картофелем. Была пасека. Несмотря на смену хозяйственного профиля, пустынка сохранила своё первоначальное название. Это же название - Пильна - носил и посёлок, образовавшийся здесь после закрытия Саровской пустыни. Основным же лесопромышленным товаром были не доски, а лес - кругляк. Его продавали в самом Сарове, а также сплавляли по рекам до Мокши и Оки - вплоть до Павлова.

Приведенное ниже письмо настоятеля Иерофея епископу показывает, что в Сарове беспокоились не только о сохранности самих лесов, но и их обитателей:

"Вверенная мне пустынь своими обительскими силами охраняет свою лесную дачу, охраняя дачу от похищения леса, вместе с этим охраняет и от самовольных охот, а в особенности непременный и обязательный долг обители охранять дачу от самовольных охот на медведей, это последнее охранение есть завет святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Преподобный при жизни своей в пустынных лесных келиях из своих рук кормил хлебом медведей и преподавал их - медведей - не убивать в Саровской лесной даче, этот завет Св. Преподобного Серафима обитель сохраняла и сохраняет более ста лет, не допуская в своей лесной даче охоты на медведей, последние действительно никого и никогда не обижали и не делали вреда.

За последнее время в Саровской лесной даче производство самовольных охот на медведей повторяется неоднократно. Что же касается привлечения виновных к законной ответственности, то Саровская пустынь не удовлетворяется по ее уставным заветам и не ограждается от самовольных охот на будущее время: во-первых, что штраф за самовольную охоту незначительный, да и существо дела не в вознаграждении каком-либо, а в сохранении завета Преподобного Серафима. Обитель зиждется на исполнении Св. Отцов учений, наставлений и сохранении заветов первоначальника ее, Св. Преподобного Серафима и старцев, всякий завет Св. Преподобного Серафима для обители есть слава и попечение. Поэтому завет Св. Преп. Серафима без помощи высшей власти и начальства сохранить и выполнить как в настоящее время, так равно и в будущее время - явилось бы не малым затруднением и препятствием".

С конца XVIII века монахи стали разводить свой скот. Скотные дворы были на Маслихе и Средней мельнице, на Лесопильной был конный завод. В 1896 году общее поголовье скота составляло 166 лошадей и 575 голов крупного рогатого скота. Около 30 быков ежегодно продавалось.

Издавна были в Сарове традиции пчеловодства. Ещё в самом раннем описании Саровской пустыни 1738 года упоминается среди прочих построек и "келия для ставки пчёл в ульях". В конце XIX века во владениях монастыря было 7 пасек, на которых держали более 400 пчелиных семей.

Содержание мукомольных водяных мельниц было важной стороной хозяйственной деятельности Саровской пустыни. По монастырским документам известно о девяти мельницах, существовавших в разное время, находившихся во владении Саровского монастыря. В XIX - начале XX века из них осталось пять - это Ближняя и Средняя мельницы на Сатисе, одна мельница на Сарме и две на Ужовке. В XVIII веке на Сатисе были ещё три мельницы: Нижняя, Масленкова и "на колене" и одна на Вичкинзе. Кроме того, в число мельниц обычно включали и Лесопильную, поскольку и она приводилась в движение течением воды.

Средняя мельница была построена в 1753 году рядом с переездом через реку у дороги из Сарова в Аламасово. Названа была Средней, так как в то время Саровской пустыни принадлежали ещё две мельницы на Сатисе - Нижняя и находившаяся по течению выше – Масленкова, обе эти мельницы были упразднены в 1790-х годах за ненадобностью, но название Средней за мельницей сохранилось. В 1897 году здесь был устроен скотный двор для выращивания скота на продажу. Жили в то время на мельнице около 10 человек братии и рабочих.

(фрагмент из истории Мордовского заповедника,  по материалам Аржанова А. (Саров), Матюшкина В.Ф. "Повседневная жизнь Арзамаса_16", сайта Саровский краевед: http://sarpust.ru/, http://sarpust.ru/2013/11/by-vshie-kordony-sarovskoj-pusty-ni-na-reke-satis/, книги Подурца А.М. "Саров: памятник истории, культуры, православия", Рыжикова А.М. "История землеустройства, земельных отношений и заповедности территории Мордовского государственного заповедника им. П.Г. Смидовича", и материалам архивов).

Составила Ольга Владимировна Терешкина, 2021